Top.Mail.Ru


Всё, что вы хотели узнать о франчайзинге

Франчайзинг - это вид бизнеса, при котором одна компания (франчайзер) предоставляет другой компании (франчайзи) право использовать свой бренд, продукты, услуги, технологии и бизнес-модель в обмен на определенную плату или комиссию.

Виды франчайзинга

Давайте рассмотрим три основных вида франчайзинга, которые зависят от типа деятельности:

  • Товарный франчайзинг. Подразумевает, что франчайзер с помощью торговой сети реализует собственный товар.

  • Производственный франчайзинг. Компания делится определенными секретами производства с франчайзи и предоставляет возможность под именем бренда изготавливать товар такого же качества и продавать его.

  • Сервисный франчайзинг. Предоставляет право на открытие определенной точки услуг и использование интеллектуальной собственности. Франчайзи получает возможность вести определенную деятельность от имени бренда, демонстрируя свои преимущества. К сервисному франчайзингу относятся фитнес-центры, салоны красоты, кафе, рестораны, учебные центры и так далее.

Еще существует смешанный франчайзинг, который подразумевает комбинирование торгового, сервисного и производственного франчайзинга.


Основные принципы франчайзинга:

1. Франчайзер предоставляет франчайзи право использовать свой бренд, товары или услуги, бизнес-модель и технологии.
2. Франчайзи выплачивает франчайзеру определенную сумму или комиссию за использование франшизы.
3. Франчайзер обеспечивает франчайзи поддержку, обучение, маркетинговую поддержку и другие услуги для успешного ведения бизнеса.
4. Франчайзинг позволяет франчайзи использовать уже узнаваемый бренд и успешную бизнес-модель, что повышает шансы на успех.



Преимущества франчайзинга:

  • Проверенная концепция: Франчайзинг предоставляет вам готовый бизнес-формат с доказанной эффективностью. Вы получаете доступ к успешной бизнес-модели, которая уже зарекомендовала себя на рынке.

  •  Поддержка и обучение: Франчайзер обеспечивает вас необходимыми инструментами, обучением и поддержкой на всех этапах развития бизнеса. Вы не остаетесь один на один с проблемами, а получаете помощь опытных специалистов.

  •  Минимальные риски: Запуск собственного бизнеса всегда сопряжен с рисками. Франчайзинг позволяет снизить риски за счет работы на уже проверенной платформе и узнаваемом бренде.
Формы франчайзинга

Форма франчайзинга определяется условиями сотрудничества. Давайте посмотрим, какой она может быть. Вот пять форм франчайзинга о которых следует знать.

  • Прямой франчайзинг. Компания предоставляет свою франшизу одному лицу, при этом франчайзи может использовать ее исключительно на указанной ему территории.
  • Субфранчайзинг. Здесь задействовано три стороны: франчайзер, субфранчайзер и франчайзи. Такая схема позволяет последнему покупать франшизу и продавать ее третьим лицам на определенной территории. Однако, субфранчайзер все же получает только часть прав франчайзера.
  • Мастер-франшиза. Эта форма схожа с субфранчайзингом, но отличается масштабами. Мастер-франшизу используют, как правило, крупные международные сети, поэтому закрепленной территорией может быть одна или несколько стран. При этом среднее звено получает все полномочия франчайзера.
  • Обратный франчайзинг. Эта форма деятельности предоставляет возможность франчайзи брать у франчайзера товар и продавать его, чтобы получить прибыль в виде процента от оборота. Такой подход снижает расходы на закупку товаров для открытия магазина.
  • Мягкий франчайзинг. Позволяет франчайзи внести только половину стоимости франшизы или не платить ее вовсе. При этом он обязуется взять на себя все текущие расходы.


Франчайзинг в цифрах

По статистике 9 из 10 самостоятельных бизнесов закрываются в течение трех лет, потерпев убытки. В то время, как 67% бизнесов по франшизе продолжают успешно работать по истечении трех лет.

На начало 2024 года на Российском рынке насчитывается ~3249 франшиз.

Рассмотрим основные ниши франшиз в процентном соотношении:

  • Общественное питание - 26%
  • Розничная торговля непродовольственная - 13%
  • Производство - 3%
  • Услуги бизнесу и населению - 50%
  • Другое - 1%

Средний возраст Российской франшизы за 2023 год 5.04 лет, это чуть меньше по сравнению с 2022 годом, что говорит о возрастающей доле на рынке молодых франшиз, возрастом до 1 года.

Любопытна также доля российских франчайзеров, имеющих франчайзинговые точки за пределами РФ.

В 2023 году их стало 35,4%,(на начало 2022 года – 39% франчайзеров имели точки за рубежом). Это также свидетельствует о росте числа новых франшиз, только что вышедших на рынок и не имеющих опыта международного развития, а также о появившихся сложностях для более опытных франчайзеров.

64,6% российских франшиз не имеют точек за пределами РФ, развивая сеть только на территории страны.











Made on
Tilda